Деколь

Деколь. Технология деколирования.

Существует несколько технологий, позволяющих наносить изображение на керамические изделия. Однако в рекламно-сувенирном производстве наиболее часто применяемым является метод деколирования. Принцип работы заключается в перенесении изображения на поверхность (керамическое, фарфоровое и стеклянное изделие) с помощью так называемой «переводной картинки», закрепление которой происходит в процессе однократного высокотемпературного обжига в печи.

Этапы деколирования:

Деколь - это род переводной картинки, изготовленной с применением специальных красок. Печать деколи происходит, в основном, методом шелкографии (хотя это может быть выполнено и с помощью других технологий печати). Поскольку шелкография - это вид трафаретной печати, то сначала изготавливаются сами трафареты по количеству цветов, используемых в картинке. После чего трафареты поочерёдно накладывают на запечатываемую поверхность, и на неё путем продавливания переносят краски соответствующих цветов. Специфика изготовления деколи заключается в использовании специальной (гуммированной) бумаги и специальных красок. Гуммированная бумага покрыта слоем желатина или декстрина (состав на основе крахмала). Таким образом, краска ложится не на саму бумагу, а на этот слой, что и позволяет в дальнейшем отделить картинку от бумаги и перенести её на поверхность изделия. После того, как все цвета напечатаны, изображение покрывается слоем прозрачного лака, который служит механической защитой, нанесённой на гуммированную бумагу краски. В процессе обжига этот лак выгорает. Размер «переводной картинки», как правило, небольшой, что позволяет напечатать несколько деколей за один проход.

После того, как краска на напечатанной деколе просохнет, изображение переносится на изделие. Для этого деколь размачивают в воде и прикладывают бумажной стороной к изделию (например, блюдцу). Желатин (или декстрин), впитавший краски, легко отделяется от бумаги, и весь этот слой "сдвигается" на изделие вручную. Перенос пленки с изображением – очень ответственный этап, требующий большого внимания и мастерства. Очень важно, чтобы под слоем лака не осталось пузырьков, т.к. при обжиге в таких местах получаются дырки. При возникновении пузырьков, их аккуратно выгоняют из-под желатинно-красочного слоя с помощью мягкого материала. Это тонкая и кропотливая работа, по окончании которой перенесённое изображение должно как следует просохнуть, только после этого изделия можно отправлять в муфельную печь для обжига.

Обжиг происходит при высоких температурах (600-900 °С). Ее повышение необходимо производить в два этапа, при первом - от комнатной температуры до 400 °С (температура должна расти очень медленно и на этот этап затрачивается около часа и более). При такой температуре выгорают все ненужные вещества. Затем переходим ко второму этапу, который позволяет температуру повышать быстрее - вплоть до её максимально необходимого значения (порядка 900 °С), при таком температурном режиме изделие держат в течение 15 минут. Затем следует долгое и постепенное остывание.

Процесс деколирования изделий из стекла аналогичен изложенному выше. С той лишь разницей, что максимальная температура обжига должна быть ниже и составлять около 600 °С. Перед обжигом тиража стеклянных изделий обязательно делают пробу, поскольку стекло разных заводов-изготовителей по-разному реагирует на высокую температуру. Чем выше температурный режим, который стекло сможет выдержать без деформации, тем выше будет качество нанесения.

Причины возникновения брака

Несоблюдение технологии может привести к браку на любом этапе деколирования. 
Наиболее частый его вид - это растрескивание краски. Больше всего проблем возникает при получении полноцветных изображений. Например, если в процессе печати деколи будет допущена небольшая механическая неточность при совмещении цветов, то это может потом дать так называемый "муар" - дефект изображения в виде "волн". Если же при изготовлении деколи на сетку попадает пылинка, то на изображении будет белая точка. Кроме того, при обжиге может "поплыть" краска (по самым разным причинам) и это тоже будет являться браком. Качество краски, точность механики, соблюдение технологий - все это в равной степени влияет на результат.

Особенности красок и цветовых решений в деколировании

Поговорим о красках, которые используются для печати деколи. Это специальные керамические краски, состоящие из трех типов компонентов: окрашивающих (пигментов), стеклообразующих (флюсов) и оттеночных. Разбавителем служит масло или водорастворимые полимеры.

В рекламно-сувенирном производстве преимущественно применяются так называемые надглазурные краски, т.к. работа проводится с уже готовыми (обожженными и покрытыми глазурью) керамическими изделиями, на которые нужно только нанести надпись или изображение.

Наряду с основными видами красок применяют дополнительные составы, в результате работы с которыми достигаются различные специальные эффекты. Так изделию можно придать, например, жемчужный или перламутровый блеск, для этого используются "люстры" - тонкие пленки металлов. Также возможна печать фирменного логотипа золото и платино-содержащими красками. Такая печать очень эффектно смотрится на изделиях. Золота в них может быть от 8 до 24%. Изготовление таких красок достаточно сложный процесс, поэтому стоимость грамма золотосодержащей краски нередко равна стоимости грамма чистого золота. А вот для получения "серебряного" на вид покрытия серебро применяется редко - для этих целей чаще используют краски.

Ограничения технологии деколирования

Нанесение изображения на керамику и стекло с помощью деколирования и последующего обжига имеет, как и любая технология, свои ограничения. Вот некоторые из них:

  • Минимальная толщина линии в рисунке не должна превышать 0.5-0.6 "пункта" (то есть 0.18-0.20 мм). Более тонкая линия не будет выглядеть непрерывной, а скорее всего, будет напоминать "пилу". Кроме того, слишком тонкую линию трудно сделать яркой и насыщенной. Происходит это по той причине, что краски сами по себе - полупрозрачные, поэтому, чтобы они казались ярче, обычно либо используют белую подложку (при нанесении на стекло), либо делают двойное наложение. Так вот, в любом случае, при шелкографическом методе печати точно наложить одну очень тонкую линию на другую такую же тонкую линию бывает проблематично.
  • Следует иметь в виду, что цветовая палитра керамических красок не очень богата - высокие температуры обжига накладывают свои ограничения. Так что некоторые цвета, например флуоресцентные, невозможно получить в принципе.
  • Существует ограничение по резкости перехода цветов при нанесении растрового (полноцветного) изображения. Связано это как с особенностями метода нанесения красок, так и с последующим обжигом. То есть, при резком переходе цветов (в случае растрового изображения) могут появиться заметные искажения на границах.
  • Кривизна поверхности самого изделия не должна быть слишком большой. При выборе изделий под нанесение следует избегать таких, у которых есть острые углы и изломы.

Основное преимущество деколирования

Со временем нанесение логотипа таким методом не стирается и является устойчивым к многократному мытью в посудомоечных машинах.

Из всего выше сказанного подведем некий итог… При изготовлении сувенира с логотипом методом деколирования, печать изображения осуществляется специальными красками с последующим обжигом в печи, что приводит к вплавлению краски в поверхность материала (изделия) и отличает этот метод печати особой устойчивостью к стиранию. И хотя этот метод нанесения более дорогостоящий по сравнению с другими предлагаемыми рядом компаний, можно с уверенностью сказать, что по соотношению цена-качество, он является самым оптимальным для керамических, стеклянных, фарфоровых и фаянсовых изделий.

Обновлено 02.10.2011 16:55